Телефон:
(8142) 78-08-37
Адрес:
Республика Карелия,
г. Петрозаводск,
ул. Ф. Энгельса, 4, каб. 32, 33

Администрация может нести субсидиарную ответственность по долгам муниципальных унитарных предприятий

06 сентября 2019

Администрация муниципального района или муниципального образования может быть привлечена к субсидиарной ответственности по неисполненным денежным обязательствам перед бюджетом в случае банкротства муниципальных унитарных предприятий.

При применении субсидиарной ответственности учитывается как имущественная обособленность субъекта (пункт 1 статьи 48 Гражданского кодекса Российской Федерации, его самостоятельная ответственность (статья 56 Гражданского кодекса Российской Федерации), так и наличие у участников корпораций, учредителей унитарных организаций, иных лиц, входящих в состав органов юридического лица, широкой свободы усмотрения при принятии (согласовании) деловых решений, так и запрет на причинение ими вреда независимым участникам оборота посредством недобросовестного использования института юридического лица (статья 10 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 №127-ФЗ содержит ряд положений, разъясняющих, в каких случаях может наступить субсидиарная ответственность:

  • контролирующим лицом причинен существенный вред имущественным правам кредиторов в результате совершения сделок должника. Это также касается сделок, указанных в статьях 61.2 и 61.3 закона;
  • размер основного долга, установленного решением о привлечении должника или его должностных лиц к уголовной, административной ответственности или ответственности за налоговые правонарушения, превышает 50% от общего размера требований кредиторов третьей очереди, включенных в реестр требований кредиторов по основной сумме задолженности;
  • документы бухгалтерского учета и отчетности к моменту вынесения определения о введении процедуры наблюдения или принятия решения о признании должника банкротом отсутствуют или не содержат обязательной информации или искажают ее, в результате чего затруднено проведение процедур, применяемых в деле о банкротстве;
  • документы, хранение которых в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации являлось обязательным, к моменту вынесения определения о введении процедуры наблюдения или принятия решения о признании должника банкротом отсутствуют либо искажены;
  • на дату возбуждения дела о банкротстве не внесены обязательные сведения либо внесены недостоверные сведения о юридическом лице:

1) в единый государственный реестр юридических лиц на основании представленных таким юридическим лицом документов;

2) в единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц в части сведений, обязанность по внесению которых возложена на юридическое лицо.

Помимо этого, статьей 61.12 закона предусмотрена ответственность за неисполнение обязанности по подаче заявления должника в Арбитражный суд в случаях и в срок, которые установлены статьей 9 закона.

Следует отметить, что положениями статьи 61.20 закона предусмотрена возможность взыскания убытков, причиненных должнику его учредителями.

Завершение процедуры банкротства не является финальной стадией расчетов с кредиторами. При наличии оснований заявление о привлечении к субсидиарной ответственности может быть подано и после завершения процедуры банкротства или прекращения производства по делу о банкротстве, или возврата уполномоченному органу заявления о признании должника банкротом.

Если банкротство действительно было вызвано действиями (бездействием) ответчика, то избежать возложения субсидиарной ответственности не получится.

Вернуться к списку публикаций