• Общественная приёмная Уполномоченного по защите прав предпринимателей Республики Карелия
  • Республика Карелия,
    г. Петрозаводск,
    ул. Ф. Энгельса, 4, каб. 32, 33
  • (8142) 78-08-37
  • ombudsmanbiz@govrk.bizml.ru
Случайное фото

Форум социальных предпринимателей «Твори добро – Карелия вдохновляет!»

Форум социальных предпринимателей «Твори добро – Карелия вдохновляет!»

Смотреть альбом

Предложения по проекту Федерального закона № 601732-7

«О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» и статью 28 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в части совершенствования правового регулирования организации нестационарной и развозной торговли)
Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Республике Карелия Е.Г. Гнётовой.

(Предложения подготовлены с учетом консультаций
с уполномоченными по защите прав предпринимателей в субъектах РФ
и мнения предпринимательского сообщества)

 

№ п/п Ссылка с указанием страниц, статей, пунктов и т.д. Проекта Редакция Проекта ФЗ № 601732-7 Предлагаемая редакция Обоснование
  1.  

(абз. 3 на стр. 15 Проекта)

 

(п. 9 ст. 10 ФЗ № 381-ФЗ в редакции Проекта)

Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие розничную торговлю с использованием стационарных торговых объектов, вправе размещать без проведения торгов выносные временные конструкции и (или) оборудование для выкладки и реализации продукции на территории, прилегающей к стационарному торговому объекту.

 

Для единообразия толкования данного пункта необходимо уточнить определение понятия – «выносные временные конструкции»

  1.  

(п. 2 на стр. 17 Проекта)

 

(п. 2 ст. 101 ФЗ № 381-ФЗ в редакции Проекта)

2.Подготовка проекта схемы размещения торговых объектов осуществляется по решению соответствующего органа местного самоуправления с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий, включая соблюдение нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов и компенсацию дефицита стационарных торговых объектов, а также при условии исключения негативного влияния нестационарных и мобильных торговых объектов в виде препятствия движению пешеходов и (или) транспортных средств, комплексному развитию территории и формированию благоприятной городской среды.

2.Подготовка проекта схемы размещения торговых объектов осуществляется по решению соответствующего органа местного самоуправления с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий, включая соблюдение нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов и компенсацию дефицита стационарных торговых объектов, а также при условии отсутствия препятствий для свободного движения пешеходов и проезда спецавтотранспорта к объектам торговли, комплексному развитию территории и формированию благоприятной городской среды.

 

Уточнение в редакции более прозрачно определяет критерии, необходимые для подготовки проекта схема размещения торговых объектов

  1.  

(абз. 3 на стр. 17 Проекта)

 

(абз. 2 п. 2 ст. 101 ФЗ № 381-ФЗ в редакции Проекта)

Схема размещения торговых объектов должна соответствовать документам территориального планирования, правилам землепользования и застройки, правилам благоустройства территории и обеспечивать соблюдение внешнего архитектурного облика сложившейся застройки, градостроительных норм и правил, требований безопасности.

Схема размещения торговых объектов должна соответствовать правилам благоустройства территории и обеспечивать соблюдение внешнего архитектурного облика сложившейся застройки, градостроительных норм и правил, требований безопасности.

Документы территориального планирования, правила землепользования и застройки, регулируют отношения в сфере градостроительной деятельности для земельных участков и объектов капитального строительства. Использование данных оснований при разработке схемы размещения нестационарных торговых объектов считаем нецелесообразным

  1.  

(абз. 5 на стр. 18 Проекта)

 

(абз. 5 п. 3 ст. 101 ФЗ № 381-ФЗ в редакции Проекта)

После слов «указание на то, что место размещения является общедоступным для осуществления торговой деятельности с использованием нестационарных торговых объектов или развозной торговли любыми юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями» дополнить следующим абзацем «Сведения о свободных местах от прав третьих лиц в схеме размещения нестационарных торговых объектов»

 

Считаем целесообразным дополнить с целью информирования субъектов предпринимательской деятельности о свободных местах в схеме размещения нестационарных торговых объектов

  1.  

(абз. 4 на стр. 19 Проекта)

 

(абз. 2 п. 5 ст. 101 ФЗ № 381-ФЗ в редакции Проекта)

если нарушены правила землепользования и застройки, правила благоустройства территории, установленные ограничения использования территорий, а также правила пожарной безопасности, санитарные правила, гигиенические и экологические нормативы;

 

исключить

Данный пункт вводит избыточные требования для предпринимателей, осуществляющие деятельность в сфере нестационарной торговли

  1.  

(абз. 5 на стр. 19 Проекта)

 

(абз. 3 п. 5 ст. 101 ФЗ № 381-ФЗ в редакции Проекта)

если такое размещение препятствует свободному подъезду пожарной, аварийно-спасательной техники или доступу к объектам инженерной и (или) транспортной инфраструктуры, а также препятствует движению пешеходов и (или) транспортных средств;

 

исключить

Данный пункт дублирует действующие требования правил противопожарного режима в РФ, строительных норм и правил и иных нормативно-правовых актов

  1.  

(абз. 1 на стр. 20 Проекта)

 

(абз. 4 п. 5 ст. 101 ФЗ № 381-ФЗ в редакции Проекта)

если такое размещение создает угрозу общественной безопасности, жизни и здоровью граждан, а также имуществу физических и юридических лиц;

 

исключить

Разработчик ссылается на неопределенный перечень требований, правил и нормативно-правовых актов

  1.  

(абз. 4 на стр. 20 Проекта)

 

(абз. 7 п. 5 ст. 101 ФЗ № 381-ФЗ в редакции Проекта)

Органы местного самоуправления вправе установить дополнительные основания, в соответствии с которыми не допускается включение в схему размещения торговых объектов мест размещения нестационарных и мобильных торговых объектов.

 

исключить

Данный пункт вводит избыточные требования для предпринимателей, осуществляющие деятельность в сфере нестационарной торговли

  1.  

(п. 9 на стр. 23 Проекта)

 

(п. 9 ст. 101 ФЗ № 381-ФЗ в редакции Проекта)

9. Проект схемы размещения торговых объектов до утверждения схемы размещения торговых объектов подлежит опубликованию на официальном сайте соответствующего органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и рассмотрению на общественных обсуждениях с участием населения, проживающего в соответствующем муниципальном образовании, а также юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, заинтересованных в размещении нестационарных и мобильных торговых объектов, в установленном законодательством Российской Федерации порядке с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

 

исключить

Проведение общественных обсуждений распространяет свое действие в сфере градостроительной деятельности для земельных участков и объектов капитального строительства. Использование данных оснований при разработке схемы размещения нестационарных торговых объектов считаем нецелесообразным

  1.  

(п. 10 на стр. 23 Проекта)

 

(п. 10 ст. 101 ФЗ № 381-ФЗ в редакции Проекта)

10. Срок проведения общественных обсуждений для рассмотрения проектов схем размещения торговых объектов не может превышать два месяца со дня опубликования оповещения о начале общественных обсуждений до дня опубликования результатов общественных обсуждений.

 

исключить

Проведение общественных обсуждений распространяет свое действие в сфере градостроительной деятельности для земельных участков и объектов капитального строительства. Использование данных оснований при разработке схемы размещения нестационарных торговых объектов считаем нецелесообразным

  1.  

(п. 11 на стр. 23 Проекта)

 

(п. 11 ст. 101 ФЗ № 381-ФЗ в редакции Проекта)

11. Органы местного самоуправления вправе установить перечень случаев, при которых включение места размещения нестационарного или мобильного торгового объекта в схему размещения торговых объектов не подлежит рассмотрению на общественных обсуждениях.

 

исключить

Проведение общественных обсуждений распространяет свое действие в сфере градостроительной деятельности для земельных участков и объектов капитального строительства. Использование данных оснований при разработке схемы размещения нестационарных торговых объектов считаем нецелесообразным

  1.  

(абз. 4 на стр. 24 Проекта)

 

(пп. 3 п. 12 ст. 101 ФЗ № 381-ФЗ в редакции Проекта)

3) в случае возникновения оснований, предусмотренных частью 5 настоящей статьи, в соответствии с которыми не допускается включение в схему размещения торговых объектов соответствующих мест размещения нестационарных и мобильных торговых объектов.

3) в случае возникновения оснований, предусмотренных частью 5 настоящей статьи, в соответствии с которыми не допускается включение в схему размещения торговых объектов соответствующих мест размещения нестационарных и мобильных торговых объектов. Данный пункт не распространяет свое действие на ранее возникшие договорные отношения.

 

Необходимо ввести уточнения для действующих договоров на размещение

  1.  

(абз. 2 на стр. 25 Проекта)

 

(абз. 2 п. 13 ст. 101 ФЗ № 381-ФЗ в редакции Проекта)

Места размещения нестационарных торговых объектов и мобильных торговых объектов, расположенных в границах земельных участков, находящихся в собственности или во владении и пользовании граждан и юридических лиц (на праве постоянного (бессрочного) пользования, или на праве безвозмездного пользования, или на праве пожизненного наследуемого владения, или по договору аренды), подлежат включению в схему размещения торговых объектов в соответствии с частью 14 настоящей статьи.

 

исключить

Данный пункт вводит избыточные требования для предпринимателей, осуществляющие деятельность в сфере нестационарной торговли, а также граждан и юридических лиц во владении и пользовании которых находятся земельные участки

  1.  

(абз. 3 на стр. 25 Проекта)

 

(абз. 3 п. 13 ст. 101 ФЗ № 381-ФЗ в редакции Проекта)

Порядок рассмотрения заявлений, указанных в абзаце первом настоящей части, определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Срок рассмотрения такого заявления составляет тридцать календарных дней со дня его поступления в орган местного самоуправления.

 

исключить

Данный пункт вводит избыточные требования для предпринимателей, осуществляющие деятельность в сфере нестационарной торговли, а также граждан и юридических лиц во владении и пользовании которых находятся земельные участки

  1.  

(абз. 4 на стр. 25 Проекта)

 

(абз. 4 п. 13 ст. 101 ФЗ № 381-ФЗ в редакции Проекта)

Орган местного самоуправления отказывает заявителю во включении предполагаемого места размещения нестационарного или мобильного торгового объекта в схему размещения торговых объектов при наличии оснований, в соответствии с которыми не допускается включение в схему размещения торговых объектов соответствующего места размещения нестационарного или мобильного торгового объекта, предусмотренных частью 5 настоящей статьи, в том числе дополнительных оснований, устанавливаемых в соответствии с частью 5 настоящей статьи органами местного самоуправления.

 

исключить

Данный пункт вводит избыточные требования для предпринимателей, осуществляющие деятельность в сфере нестационарной торговли, а также граждан и юридических лиц во владении и пользовании которых находятся земельные участки

  1.  

(п. 14 со страницы 26 по страницу 33 Проекта)

 

(п. 14 ст. 101 ФЗ № 381-ФЗ в редакции Проекта)

 

Исключить полностью

Данный пункт вводит избыточные требования для предпринимателей, осуществляющие деятельность в сфере нестационарной торговли, а также граждан и юридических лиц во владении и пользовании которых находятся земельные участки

  1.  

(абз. 2 на стр. 33 Проекта)

 

(п. 15 ст. 101 ФЗ № 381-ФЗ в редакции Проекта)

15. В случае признания места размещения торгового объекта общедоступным местом размещения торговых объектов в соответствии с настоящим Федеральным законом сведения об этом вносятся в схему размещения торговых объектов в течение десяти календарных дней со дня признания торгов несостоявшимися. Сведения об общедоступности места размещения исключаются из схемы размещения торговых объектов в течение десяти календарных дней со дня заключения договора на размещение нестационарного или мобильного торгового объекта в соответствии с частью 6 статьи 10.4 настоящего Федерального закона. В этих случаях общественные обсуждения по вопросу о внесении указанных изменений в схему размещения торговых объектов не проводятся.

 

 

Требуется конкретизация понятийного аппарата «общедоступных мест размещения»

  1.  

(пп. 6 на стр. 36 Проекта)

 

(пп 6 п. 3 ст. 102 ФЗ № 381-ФЗ в редакции Проекта)

6) запрет на передачу или уступку хозяйствующим субъектом, осуществляющим торговую деятельность, прав по договору на размещение третьим лицам и осуществление третьими лицами торговой и (или) иной деятельности с использованием нестационарного или мобильного торгового объекта;

 

6)запрет на передачу или уступку хозяйствующим субъектом, осуществляющим торговую деятельность, прав по договору на размещение третьим лицам и осуществление третьими лицами торговой и (или) иной деятельности с использованием нестационарного или мобильного торгового объекта, возникших из договора, заключенного по результатам торгов;

Данный пункт не позволяет предпринимателям планировать свою деятельность на долгосрочную перспективу.

 

  1.  

(пп. 9 на стр. 37 Проекта)

 

(пп. 9 п. 3 ст. 102 ФЗ № 381-ФЗ в редакции Проекта)

9) возможность расторжения договора на размещение в случае неисполнения хозяйствующим субъектом, осуществляющим торговую деятельность, обязательства по осуществлению в нестационарном или мобильном торговом объекте торговой деятельности (оказанию услуг общественного питания или бытовых услуг) в течение пятнадцати календарных дней подряд при наличии вины (умысла или неосторожности) такого хозяйствующего субъекта;

 

исключить

Данный пункт вводит избыточные требования для предпринимателей, осуществляющие деятельность в сфере нестационарной торговли.

Вызывает сомнения правомерность установки умысла.

  1.  

(п. 7 на стр. 38 Проекта)

 

(п. 7 ст. 102 ФЗ № 381-ФЗ в редакции Проекта)

7. Договор на размещение заключается на срок не менее 5 лет, но не более 7 лет и дополнительно однократно на новый срок, соответствующий сроку прежнего договора на размещение, без проведения торгов по заявлению хозяйствующего субъекта, осуществляющего торговую деятельность и являющегося стороной данного договора.

7. Договор на размещение заключается на срок не менее 5 лет, в пределах срока действия схемы и дополнительно на новый срок, без проведения торгов по заявлению хозяйствующего субъекта, осуществляющего торговую деятельность и являющегося стороной данного договора при условии надлежащего исполнения договора.

Введение однократного продления договора на размещение в текущей редакции Проекта не учитывает права предпринимателей, добросовестно исполняющих договорные обязательства и не позволяют им планировать свою деятельность на долгосрочную перспективу.

Делает экономически нецелесообразным размещение объектов с утвержденным внешним обликом

  1.  

(п. 8 на стр. 39 Проекта)

 

(п. 8 ст. 102 ФЗ № 381-ФЗ в редакции Проекта)

8. Размер платы за размещение нестационарного или мобильного торгового объекта при заключении договора на размещение на новый срок определяется по результатам оценки рыночной стоимости права на размещение, проводимой субъектами оценочной деятельности по заказу органа местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.

 

8. Размер платы за размещение нестационарного или мобильного торгового объекта при заключении договора на размещение на новый срок утверждается муниципальными нормативными правовыми актами органов местного самоуправления

 

 

Считаем применение данной методики для нестационарных торговых объектов не целесообразной.

  1.  

(п. 9 на стр. 39 Проекта)

 

(п. 9 ст. 102 ФЗ № 381-ФЗ в редакции Проекта)

9. Договор на размещение расторгается по соглашению сторон или по решению суда по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации и договором на размещение.

 

9. Договор на размещение расторгается по соглашению сторон или по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации и договором на размещение.

 

Дублирует положения гражданского кодекса Российской Федерации

  1.  

(пп «б» пп 2 п. 10 на стр. 40 Проекта)

 

(пп «б» пп 2 п. 10 ст. 102 ФЗ № 381-ФЗ в редакции Проекта)

б) неоднократного (повторного) нарушения хозяйствующим субъектом, осуществляющим торговую деятельность, существенных условий договора на размещение.

 

б) двухкратного и более нарушений хозяйствующим субъектом, осуществляющим торговую деятельность, существенных условий договора на размещение по основаниям указанным в подпунктах 1 - 4, 7 пункта 3 статьи 102.

 

Предлагаем конкретизировать основания для расторжения

  1.  

(п. 11 на стр. 40 Проекта)

 

(п. 11 ст. 102 ФЗ № 381-ФЗ в редакции Проекта)

в случае расторжения договора на размещение по основанию, предусмотренному подпунктом "а" пункта 2 части 10 настоящей статьи, - в течение пятнадцати календарных дней со дня исключения соответствующего места размещения нестационарного или мобильного торгового объекта из схемы размещения торговых объектов;

 

исключить

Данный пункт вводит избыточные требования для предпринимателей, осуществляющие деятельность в сфере нестационарной торговли

  1.  

(абз. 3 на стр. 41 Проекта)

 

(абз. 4 п. 11 ст. 102 ФЗ № 381-ФЗ в редакции Проекта)

Договор на размещение считается расторгнутым по истечении тридцати календарных дней со дня направления соответствующим органом местного самоуправления или хозяйствующим субъектом, осуществляющим торговую деятельность, уведомления о расторжении договора о размещении.

 

Договор на размещение считается расторгнутым по истечении тридцати календарных дней со дня направления соответствующим органом местного самоуправления или хозяйствующим субъектом, осуществляющим торговую деятельность, уведомления о расторжении договора о размещении. Одновременно в уведомлении хозяйствующему субъекту предлагается устранить выявленные нарушения в установленный срок. В случае устранения выявленных нарушений в установленный срок договор на размещение считается действующим. В случае не устранения нарушений договор считается расторгнутым

В целях исключения злоупотребления со стороны органов государственной власти, а также в целях снижения административных барьеров для бизнеса считаем необходимым предусмотреть в процедуре расторжения договора на размещение направление уведомления в адрес хозяйствующего субъекта об устранении выявленных нарушений в установленный срок

  1.  

(п. 12 на стр. 41 Проекта)

 

(п. 12 ст. 102 ФЗ № 381-ФЗ в редакции Проекта)

12. Хозяйствующим субъектам, осуществляющим торговую деятельность, возмещается реальный ущерб, причиненный расторжением договора на размещение по основанию, предусмотренному подпунктом "а" пункта 2 части 10 настоящей статьи:

12. Хозяйствующим субъектам, осуществляющим торговую деятельность, возмещаются убытки, причиненные расторжением договора на размещение по основанию, предусмотренному подпунктом "а" пункта 2 части 10 настоящей статьи, в соответствии с положениями статьи 15 ГК РФ.

 

Пункт приведен в соответствии с положениями Гражданского кодекса Российской Федерации

  1.  

(п. 13 на стр. 43 Проекта)

 

(п. 13 ст. 102 ФЗ № 381-ФЗ в редакции Проекта)

13. При расторжении договора на размещение в случае исключения соответствующего места размещения нестационарного или мобильного торгового объекта из схемы размещения торговых объектов вследствие установления в соответствии с частью 5 статьи 10.1 настоящего Федерального закона органами местного самоуправления дополнительных оснований, в соответствии с которыми не допускается включение в схему размещения торговых объектов соответствующего места размещения, хозяйствующим субъектам, осуществляющим торговую деятельность на таком месте размещения, в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации возмещаются убытки, причиненные расторжением такого договора.

 

 

13. При расторжении договора на размещение в случае исключения соответствующего места размещения нестационарного или мобильного торгового объекта из схемы размещения торговых объектов вследствие установления в соответствии с частью 5 статьи 10.1 настоящего Федерального закона органами местного самоуправления дополнительных оснований, в соответствии с которыми не допускается включение в схему размещения торговых объектов соответствующего места размещения, хозяйствующим субъектам, осуществляющим торговую деятельность на таком месте размещения, в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации возмещаются убытки, причиненные расторжением такого договора, включая упущенную выгоду.

 

 

Пункт приведен в соответствии с положениями Гражданского кодекса Российской Федерации

  1.  

(п. 1 на стр. 49 Проекта)

 

(п. 1 ст. 105 ФЗ № 381-ФЗ в редакции Проекта)

1. В случае исключения места размещения нестационарного или мобильного торгового объекта из схемы размещения торговых объектов в случае возникновения оснований, предусмотренных частью 5 статьи 10.1 настоящего Федерального закона, в соответствии с которыми не допускается включение в схему размещения торговых объектов соответствующего места размещения нестационарного или мобильного торгового объекта, юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю предоставляется право на осуществление торговой деятельности в компенсационном месте в пределах срока действия договора на размещение или договора, предусматривающего передачу нестационарного торгового объекта, находящегося в государственной или муниципальной собственности, во владение и пользование, если схемой размещения торговых объектов предусмотрено такое компенсационное место.

 

1. В случае исключения места размещения нестационарного или мобильного торгового объекта из схемы размещения торговых объектов в случае возникновения оснований, предусмотренных частью 5 статьи 10.1 настоящего Федерального закона, в соответствии с которыми не допускается включение в схему размещения торговых объектов соответствующего места размещения нестационарного или мобильного торгового объекта, юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю предоставляется право на осуществление торговой деятельности в компенсационном месте в пределах срока действия договора на размещение или договора, предусматривающего передачу нестационарного торгового объекта, находящегося в государственной или муниципальной собственности, во владение и пользование. Компенсационное место выбирается хозяйствующим субъектом из числа свободных мест в Схеме или иного компенсационного места выбранного им самостоятельно

Изменение редакции данного пункта позволит гарантировать предпринимателю на получение компенсационного места

  1.  

(п. 4 на стр. 52 Проекта)

 

(п. 4 ст. 105 ФЗ № 381-ФЗ в редакции Проекта)

4. Юридическое лицо или индивидуальный предприниматель в случае отказа от заключения дополнительного соглашения, предусматривающего право осуществления торговой деятельности в компенсационном месте, вправе требовать возмещение реального ущерба в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.";

 

4. Юридическое лицо или индивидуальный предприниматель в случае отказа от заключения дополнительного соглашения, предусматривающего право осуществления торговой деятельности в компенсационном месте, вправе требовать возмещение убытков в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.";

 

Пункт приведен в соответствии с положениями Гражданского кодекса Российской Федерации

05.02.2019


Контакты

Общественная приёмная Уполномоченного по защите прав предпринимателей Республики Карелия

  • Республика Карелия,
    г. Петрозаводск,
    ул. Ф. Энгельса, 4, каб. 32, 33
  • (8142) 78-08-37
  • ombudsmanbiz@govrk.bizml.ru

Связаться с разработчиком сайта