- Общественная приёмная Уполномоченного по защите прав предпринимателей Республики Карелия
- Республика Карелия,
г. Петрозаводск,
ул. Ф. Энгельса, 4, каб. 32, 33 - (8142) 78-08-37
- ombudsmanbiz@govrk.bizml.ru
Предложения по проекту Федерального закона № 601732-7
«О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» и статью 28 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в части совершенствования правового регулирования организации нестационарной и развозной торговли)
|
№ п/п | Ссылка с указанием страниц, статей, пунктов и т.д. Проекта | Редакция Проекта ФЗ № 601732-7 | Предлагаемая редакция | Обоснование |
---|---|---|---|---|
|
(абз. 3 на стр. 15 Проекта)
(п. 9 ст. 10 ФЗ № 381-ФЗ в редакции Проекта) |
Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие розничную торговлю с использованием стационарных торговых объектов, вправе размещать без проведения торгов выносные временные конструкции и (или) оборудование для выкладки и реализации продукции на территории, прилегающей к стационарному торговому объекту. |
|
Для единообразия толкования данного пункта необходимо уточнить определение понятия – «выносные временные конструкции» |
|
(п. 2 на стр. 17 Проекта)
(п. 2 ст. 101 ФЗ № 381-ФЗ в редакции Проекта) |
2.Подготовка проекта схемы размещения торговых объектов осуществляется по решению соответствующего органа местного самоуправления с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий, включая соблюдение нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов и компенсацию дефицита стационарных торговых объектов, а также при условии |
2.Подготовка проекта схемы размещения торговых объектов осуществляется по решению соответствующего органа местного самоуправления с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий, включая соблюдение нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов и компенсацию дефицита стационарных торговых объектов, а также при условии отсутствия препятствий для свободного движения пешеходов и проезда спецавтотранспорта к объектам торговли, комплексному развитию территории и формированию благоприятной городской среды.
|
Уточнение в редакции более прозрачно определяет критерии, необходимые для подготовки проекта схема размещения торговых объектов |
|
(абз. 3 на стр. 17 Проекта)
(абз. 2 п. 2 ст. 101 ФЗ № 381-ФЗ в редакции Проекта) |
Схема размещения торговых объектов должна соответствовать |
Схема размещения торговых объектов должна соответствовать правилам благоустройства территории и обеспечивать соблюдение внешнего архитектурного облика сложившейся застройки, градостроительных норм и правил, требований безопасности. |
Документы территориального планирования, правила землепользования и застройки, регулируют отношения в сфере градостроительной деятельности для земельных участков и объектов капитального строительства. Использование данных оснований при разработке схемы размещения нестационарных торговых объектов считаем нецелесообразным |
|
(абз. 5 на стр. 18 Проекта)
(абз. 5 п. 3 ст. 101 ФЗ № 381-ФЗ в редакции Проекта) |
После слов «указание на то, что место размещения является общедоступным для осуществления торговой деятельности с использованием нестационарных торговых объектов или развозной торговли любыми юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями» дополнить следующим абзацем «Сведения о свободных местах от прав третьих лиц в схеме размещения нестационарных торговых объектов» |
|
Считаем целесообразным дополнить с целью информирования субъектов предпринимательской деятельности о свободных местах в схеме размещения нестационарных торговых объектов |
|
(абз. 4 на стр. 19 Проекта)
(абз. 2 п. 5 ст. 101 ФЗ № 381-ФЗ в редакции Проекта) |
если нарушены правила землепользования и застройки, правила благоустройства территории, установленные ограничения использования территорий, а также правила пожарной безопасности, санитарные правила, гигиенические и экологические нормативы;
|
исключить |
Данный пункт вводит избыточные требования для предпринимателей, осуществляющие деятельность в сфере нестационарной торговли |
|
(абз. 5 на стр. 19 Проекта)
(абз. 3 п. 5 ст. 101 ФЗ № 381-ФЗ в редакции Проекта) |
если такое размещение препятствует свободному подъезду пожарной, аварийно-спасательной техники или доступу к объектам инженерной и (или) транспортной инфраструктуры, а также препятствует движению пешеходов и (или) транспортных средств;
|
исключить |
Данный пункт дублирует действующие требования правил противопожарного режима в РФ, строительных норм и правил и иных нормативно-правовых актов |
|
(абз. 1 на стр. 20 Проекта)
(абз. 4 п. 5 ст. 101 ФЗ № 381-ФЗ в редакции Проекта) |
если такое размещение создает угрозу общественной безопасности, жизни и здоровью граждан, а также имуществу физических и юридических лиц;
|
исключить |
Разработчик ссылается на неопределенный перечень требований, правил и нормативно-правовых актов |
|
(абз. 4 на стр. 20 Проекта)
(абз. 7 п. 5 ст. 101 ФЗ № 381-ФЗ в редакции Проекта) |
Органы местного самоуправления вправе установить дополнительные основания, в соответствии с которыми не допускается включение в схему размещения торговых объектов мест размещения нестационарных и мобильных торговых объектов.
|
исключить |
Данный пункт вводит избыточные требования для предпринимателей, осуществляющие деятельность в сфере нестационарной торговли |
|
(п. 9 на стр. 23 Проекта)
(п. 9 ст. 101 ФЗ № 381-ФЗ в редакции Проекта) |
9. Проект схемы размещения торговых объектов до утверждения схемы размещения торговых объектов подлежит опубликованию на официальном сайте соответствующего органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и рассмотрению на общественных обсуждениях с участием населения, проживающего в соответствующем муниципальном образовании, а также юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, заинтересованных в размещении нестационарных и мобильных торговых объектов, в установленном законодательством Российской Федерации порядке с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
|
исключить |
Проведение общественных обсуждений распространяет свое действие в сфере градостроительной деятельности для земельных участков и объектов капитального строительства. Использование данных оснований при разработке схемы размещения нестационарных торговых объектов считаем нецелесообразным |
|
(п. 10 на стр. 23 Проекта)
(п. 10 ст. 101 ФЗ № 381-ФЗ в редакции Проекта) |
10. Срок проведения общественных обсуждений для рассмотрения проектов схем размещения торговых объектов не может превышать два месяца со дня опубликования оповещения о начале общественных обсуждений до дня опубликования результатов общественных обсуждений.
|
исключить |
Проведение общественных обсуждений распространяет свое действие в сфере градостроительной деятельности для земельных участков и объектов капитального строительства. Использование данных оснований при разработке схемы размещения нестационарных торговых объектов считаем нецелесообразным |
|
(п. 11 на стр. 23 Проекта)
(п. 11 ст. 101 ФЗ № 381-ФЗ в редакции Проекта) |
11. Органы местного самоуправления вправе установить перечень случаев, при которых включение места размещения нестационарного или мобильного торгового объекта в схему размещения торговых объектов не подлежит рассмотрению на общественных обсуждениях.
|
исключить |
Проведение общественных обсуждений распространяет свое действие в сфере градостроительной деятельности для земельных участков и объектов капитального строительства. Использование данных оснований при разработке схемы размещения нестационарных торговых объектов считаем нецелесообразным |
|
(абз. 4 на стр. 24 Проекта)
(пп. 3 п. 12 ст. 101 ФЗ № 381-ФЗ в редакции Проекта) |
3) в случае возникновения оснований, предусмотренных частью 5 настоящей статьи, в соответствии с которыми не допускается включение в схему размещения торговых объектов соответствующих мест размещения нестационарных и мобильных торговых объектов. |
3) в случае возникновения оснований, предусмотренных частью 5 настоящей статьи, в соответствии с которыми не допускается включение в схему размещения торговых объектов соответствующих мест размещения нестационарных и мобильных торговых объектов. Данный пункт не распространяет свое действие на ранее возникшие договорные отношения.
|
Необходимо ввести уточнения для действующих договоров на размещение |
|
(абз. 2 на стр. 25 Проекта)
(абз. 2 п. 13 ст. 101 ФЗ № 381-ФЗ в редакции Проекта) |
Места размещения нестационарных торговых объектов и мобильных торговых объектов, расположенных в границах земельных участков, находящихся в собственности или во владении и пользовании граждан и юридических лиц (на праве постоянного (бессрочного) пользования, или на праве безвозмездного пользования, или на праве пожизненного наследуемого владения, или по договору аренды), подлежат включению в схему размещения торговых объектов в соответствии с частью 14 настоящей статьи.
|
исключить |
Данный пункт вводит избыточные требования для предпринимателей, осуществляющие деятельность в сфере нестационарной торговли, а также граждан и юридических лиц во владении и пользовании которых находятся земельные участки |
|
(абз. 3 на стр. 25 Проекта)
(абз. 3 п. 13 ст. 101 ФЗ № 381-ФЗ в редакции Проекта) |
Порядок рассмотрения заявлений, указанных в абзаце первом настоящей части, определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Срок рассмотрения такого заявления составляет тридцать календарных дней со дня его поступления в орган местного самоуправления.
|
исключить |
Данный пункт вводит избыточные требования для предпринимателей, осуществляющие деятельность в сфере нестационарной торговли, а также граждан и юридических лиц во владении и пользовании которых находятся земельные участки |
|
(абз. 4 на стр. 25 Проекта)
(абз. 4 п. 13 ст. 101 ФЗ № 381-ФЗ в редакции Проекта) |
Орган местного самоуправления отказывает заявителю во включении предполагаемого места размещения нестационарного или мобильного торгового объекта в схему размещения торговых объектов при наличии оснований, в соответствии с которыми не допускается включение в схему размещения торговых объектов соответствующего места размещения нестационарного или мобильного торгового объекта, предусмотренных частью 5 настоящей статьи, в том числе дополнительных оснований, устанавливаемых в соответствии с частью 5 настоящей статьи органами местного самоуправления.
|
исключить |
Данный пункт вводит избыточные требования для предпринимателей, осуществляющие деятельность в сфере нестационарной торговли, а также граждан и юридических лиц во владении и пользовании которых находятся земельные участки |
|
(п. 14 со страницы 26 по страницу 33 Проекта)
(п. 14 ст. 101 ФЗ № 381-ФЗ в редакции Проекта) |
|
Исключить полностью |
Данный пункт вводит избыточные требования для предпринимателей, осуществляющие деятельность в сфере нестационарной торговли, а также граждан и юридических лиц во владении и пользовании которых находятся земельные участки |
|
(абз. 2 на стр. 33 Проекта)
(п. 15 ст. 101 ФЗ № 381-ФЗ в редакции Проекта) |
15. В случае признания места размещения торгового объекта общедоступным местом размещения торговых объектов в соответствии с настоящим Федеральным законом сведения об этом вносятся в схему размещения торговых объектов в течение десяти календарных дней со дня признания торгов несостоявшимися. Сведения об общедоступности места размещения исключаются из схемы размещения торговых объектов в течение десяти календарных дней со дня заключения договора на размещение нестационарного или мобильного торгового объекта в соответствии с частью 6 статьи 10.4 настоящего Федерального закона. В этих случаях общественные обсуждения по вопросу о внесении указанных изменений в схему размещения торговых объектов не проводятся.
|
|
Требуется конкретизация понятийного аппарата «общедоступных мест размещения» |
|
(пп. 6 на стр. 36 Проекта)
(пп 6 п. 3 ст. 102 ФЗ № 381-ФЗ в редакции Проекта) |
6) запрет на передачу или уступку хозяйствующим субъектом, осуществляющим торговую деятельность, прав по договору на размещение третьим лицам и осуществление третьими лицами торговой и (или) иной деятельности с использованием нестационарного или мобильного торгового объекта;
|
6)запрет на передачу или уступку хозяйствующим субъектом, осуществляющим торговую деятельность, прав по договору на размещение третьим лицам и осуществление третьими лицами торговой и (или) иной деятельности с использованием нестационарного или мобильного торгового объекта, возникших из договора, заключенного по результатам торгов; |
Данный пункт не позволяет предпринимателям планировать свою деятельность на долгосрочную перспективу.
|
|
(пп. 9 на стр. 37 Проекта)
(пп. 9 п. 3 ст. 102 ФЗ № 381-ФЗ в редакции Проекта) |
9) возможность расторжения договора на размещение в случае неисполнения хозяйствующим субъектом, осуществляющим торговую деятельность, обязательства по осуществлению в нестационарном или мобильном торговом объекте торговой деятельности (оказанию услуг общественного питания или бытовых услуг) в течение пятнадцати календарных дней подряд при наличии вины (умысла или неосторожности) такого хозяйствующего субъекта;
|
исключить |
Данный пункт вводит избыточные требования для предпринимателей, осуществляющие деятельность в сфере нестационарной торговли. Вызывает сомнения правомерность установки умысла. |
|
(п. 7 на стр. 38 Проекта)
(п. 7 ст. 102 ФЗ № 381-ФЗ в редакции Проекта) |
7. Договор на размещение заключается на срок не менее 5 лет, |
7. Договор на размещение заключается на срок не менее 5 лет, в пределах срока действия схемы и дополнительно на новый срок, без проведения торгов по заявлению хозяйствующего субъекта, осуществляющего торговую деятельность и являющегося стороной данного договора при условии надлежащего исполнения договора. |
Введение однократного продления договора на размещение в текущей редакции Проекта не учитывает права предпринимателей, добросовестно исполняющих договорные обязательства и не позволяют им планировать свою деятельность на долгосрочную перспективу. Делает экономически нецелесообразным размещение объектов с утвержденным внешним обликом |
|
(п. 8 на стр. 39 Проекта)
(п. 8 ст. 102 ФЗ № 381-ФЗ в редакции Проекта) |
8. Размер платы за размещение нестационарного или мобильного торгового объекта при заключении договора на размещение на новый срок
|
8. Размер платы за размещение нестационарного или мобильного торгового объекта при заключении договора на размещение на новый срок утверждается муниципальными нормативными правовыми актами органов местного самоуправления
|
Считаем применение данной методики для нестационарных торговых объектов не целесообразной. |
|
(п. 9 на стр. 39 Проекта)
(п. 9 ст. 102 ФЗ № 381-ФЗ в редакции Проекта) |
9. Договор на размещение расторгается по соглашению сторон или
|
9. Договор на размещение расторгается по соглашению сторон или по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации и договором на размещение.
|
Дублирует положения гражданского кодекса Российской Федерации |
|
(пп «б» пп 2 п. 10 на стр. 40 Проекта)
(пп «б» пп 2 п. 10 ст. 102 ФЗ № 381-ФЗ в редакции Проекта) |
б) неоднократного (повторного) нарушения хозяйствующим субъектом, осуществляющим торговую деятельность, существенных условий договора на размещение.
|
б) двухкратного и более нарушений хозяйствующим субъектом, осуществляющим торговую деятельность, существенных условий договора на размещение по основаниям указанным в подпунктах 1 - 4, 7 пункта 3 статьи 102.
|
Предлагаем конкретизировать основания для расторжения |
|
(п. 11 на стр. 40 Проекта)
(п. 11 ст. 102 ФЗ № 381-ФЗ в редакции Проекта) |
в случае расторжения договора на размещение по основанию, предусмотренному подпунктом "а" пункта 2 части 10 настоящей статьи, - в течение пятнадцати календарных дней со дня исключения соответствующего места размещения нестационарного или мобильного торгового объекта из схемы размещения торговых объектов;
|
исключить |
Данный пункт вводит избыточные требования для предпринимателей, осуществляющие деятельность в сфере нестационарной торговли |
|
(абз. 3 на стр. 41 Проекта)
(абз. 4 п. 11 ст. 102 ФЗ № 381-ФЗ в редакции Проекта) |
Договор на размещение считается расторгнутым по истечении тридцати календарных дней со дня направления соответствующим органом местного самоуправления или хозяйствующим субъектом, осуществляющим торговую деятельность, уведомления о расторжении договора о размещении.
|
Договор на размещение считается расторгнутым по истечении тридцати календарных дней со дня направления соответствующим органом местного самоуправления или хозяйствующим субъектом, осуществляющим торговую деятельность, уведомления о расторжении договора о размещении. Одновременно в уведомлении хозяйствующему субъекту предлагается устранить выявленные нарушения в установленный срок. В случае устранения выявленных нарушений в установленный срок договор на размещение считается действующим. В случае не устранения нарушений договор считается расторгнутым |
В целях исключения злоупотребления со стороны органов государственной власти, а также в целях снижения административных барьеров для бизнеса считаем необходимым предусмотреть в процедуре расторжения договора на размещение направление уведомления в адрес хозяйствующего субъекта об устранении выявленных нарушений в установленный срок |
|
(п. 12 на стр. 41 Проекта)
(п. 12 ст. 102 ФЗ № 381-ФЗ в редакции Проекта) |
12. Хозяйствующим субъектам, осуществляющим торговую деятельность, возмещается |
12. Хозяйствующим субъектам, осуществляющим торговую деятельность, возмещаются убытки, причиненные расторжением договора на размещение по основанию, предусмотренному подпунктом "а" пункта 2 части 10 настоящей статьи, в соответствии с положениями статьи 15 ГК РФ.
|
Пункт приведен в соответствии с положениями Гражданского кодекса Российской Федерации |
|
(п. 13 на стр. 43 Проекта)
(п. 13 ст. 102 ФЗ № 381-ФЗ в редакции Проекта) |
13. При расторжении договора на размещение в случае исключения соответствующего места размещения нестационарного или мобильного торгового объекта из схемы размещения торговых объектов вследствие установления в соответствии с частью 5 статьи 10.1 настоящего Федерального закона органами местного самоуправления дополнительных оснований, в соответствии с которыми не допускается включение в схему размещения торговых объектов соответствующего места размещения, хозяйствующим субъектам, осуществляющим торговую деятельность на таком месте размещения, в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации возмещаются убытки, причиненные расторжением такого договора.
|
13. При расторжении договора на размещение в случае исключения соответствующего места размещения нестационарного или мобильного торгового объекта из схемы размещения торговых объектов вследствие установления в соответствии с частью 5 статьи 10.1 настоящего Федерального закона органами местного самоуправления дополнительных оснований, в соответствии с которыми не допускается включение в схему размещения торговых объектов соответствующего места размещения, хозяйствующим субъектам, осуществляющим торговую деятельность на таком месте размещения, в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации возмещаются убытки, причиненные расторжением такого договора, включая упущенную выгоду.
|
Пункт приведен в соответствии с положениями Гражданского кодекса Российской Федерации |
|
(п. 1 на стр. 49 Проекта)
(п. 1 ст. 105 ФЗ № 381-ФЗ в редакции Проекта) |
1. В случае исключения места размещения нестационарного или мобильного торгового объекта из схемы размещения торговых объектов в случае возникновения оснований, предусмотренных частью 5 статьи 10.1 настоящего Федерального закона, в соответствии с которыми не допускается включение в схему размещения торговых объектов соответствующего места размещения нестационарного или мобильного торгового объекта, юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю предоставляется право на осуществление торговой деятельности в компенсационном месте в пределах срока действия договора на размещение или договора, предусматривающего передачу нестационарного торгового объекта, находящегося в государственной или муниципальной собственности, во владение и пользование
|
1. В случае исключения места размещения нестационарного или мобильного торгового объекта из схемы размещения торговых объектов в случае возникновения оснований, предусмотренных частью 5 статьи 10.1 настоящего Федерального закона, в соответствии с которыми не допускается включение в схему размещения торговых объектов соответствующего места размещения нестационарного или мобильного торгового объекта, юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю предоставляется право на осуществление торговой деятельности в компенсационном месте в пределах срока действия договора на размещение или договора, предусматривающего передачу нестационарного торгового объекта, находящегося в государственной или муниципальной собственности, во владение и пользование. Компенсационное место выбирается хозяйствующим субъектом из числа свободных мест в Схеме или иного компенсационного места выбранного им самостоятельно |
Изменение редакции данного пункта позволит гарантировать предпринимателю на получение компенсационного места |
|
(п. 4 на стр. 52 Проекта)
(п. 4 ст. 105 ФЗ № 381-ФЗ в редакции Проекта) |
4. Юридическое лицо или индивидуальный предприниматель в случае отказа от заключения дополнительного соглашения, предусматривающего право осуществления торговой деятельности в компенсационном месте, вправе требовать возмещение
|
4. Юридическое лицо или индивидуальный предприниматель в случае отказа от заключения дополнительного соглашения, предусматривающего право осуществления торговой деятельности в компенсационном месте, вправе требовать возмещение убытков в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.";
|
Пункт приведен в соответствии с положениями Гражданского кодекса Российской Федерации |
05.02.2019