• Общественная приёмная Уполномоченного по защите прав предпринимателей Республики Карелия
  • Республика Карелия,
    г. Петрозаводск,
    ул. Ф. Энгельса, 4, каб. 32, 33
  • (8142) 78-08-37
  • ombudsmanbiz@gov.karelia.ru
Случайное фото

Уполномоченный при Президенте Республики Татарстан Тимур Нагуманов, Уполномоченный в Республике Дагестан Заур Курбанов, Общественный представитель Уполномоченного в Курской области Алексей Вишняков

Уполномоченный при Президенте Республики Татарстан Тимур Нагуманов, Уполномоченный в Республике Дагестан Заур Курбанов, Общественный представитель Уполномоченного в Курской области Алексей Вишняков

Смотреть альбом

Перспективы развития цифровой маркировки обсудили на заседании Торгово-промышленной палаты России

Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Республике Карелия Елена Гнётова приняла участие в заседании Совета Торгово –промышленной Палаты Российской Федерации на тему: «Цифровая маркировка и система прослеживаемости товаров: фармацевтическая и молочная отрасли, индустрия воды, потребительский рынок».

В заседании Совета ТПП РФ, которое состоялось 2 декабря 2020 года, приняли участие свыше 110 представителей профильных предпринимательских объединений, региональных торгово-промышленных палат (в том числе, ТПП Республики Карелия), представители Минпромторга России и оператор системы маркировки «Честный знак» - Центр развития перспективных технологий. Вице-президент ТПП РФ Дмитрий Курочкин, открывая заседание, предложил обсудить все имеющиеся проблемы при маркировке лекарственных препаратов, а также промежуточные результаты эксперимента по маркировке упакованной питьевой воды, молочных продуктов и других товаров.

Бизнес-омбудсмен Карелии Елена Гнётова также приняла участие в обсуждении важных вопросов, связанных с внедрением маркировки.

Как пояснила Уполномоченный Карелии, участники заседания были проинформированы о первых итогах и результатах эксперимента по маркировке упакованной питьевой воды:

«Эксперимент по маркировке бутилированной воды стартовал в апреле этого года. Участие в нем добровольное. За время эксперимента протестировано или готовится к тестированию нанесение кодов маркировки на основные виды упаковки, также протестированы все типы линий по уровню автоматизации, прорабатывается возможность интеграции компонента системы маркировки «Вода» с информационными ресурсами других ведомств - Минприроды, Роснедр, Роспотребнадзора. По результатам эксперимента будет принято решение о сроках внедрения маркировки бутилированной питьевой воды, как обязательной меры для всех предприятий».

Президент Союза производителей безалкогольных напитков и минеральных вод Максим Новиков ознакомил участников заседания с основными выводами исследования «Эрнст энд Янг» по рынку упакованной воды, а также коснулся возможных социально-экономических последствий введения цифровой маркировки в отношении питьевой воды, соковой продукции и безалкогольных напитков. По мнению Максима Новикова, проведение эксперимента по маркировке упакованной воды нецелесообразно в период пандемии и спада продаж:

«На предприятия ложится дополнительная финансовая и организационная нагрузка, которая может привести к новым негативным последствиям для индустрии. Введение маркировки может вызвать снижение производительности оборудования, риску подвергнется использование ряда упаковочных решений, например, алюминиевая банка, на которую технологически нанести маркировку практически невозможно».

Как уточнил Президент Союза производителей безалкогольных напитков и минеральных вод   М.Новиков, декларируемая цель введения обязательной маркировки - борьба с незаконным оборотом. Однако, наличие информации о производителе в единой системе маркировки не подтвердит при этом его добросовестность или недобросовестность. Выявлять нарушителей, как и прежде, будут контрольно-надзорные органы.

Директор по качеству ООО ИДС «Боржоми» Алексей Макарушин доложил о проведении эксперимента по внедрению цифровой маркировки в отношении упакованной воды. Он также отметил, что отрасли удалось наладить процесс взаимопонимания и доверие с Минпромторгом и Центром развития перспективных технологий (ЦРПТ), вместе с тем, по его словам, существует давление со стороны региональных органов власти по вовлечению предприятий в эксперимент по внедрению маркировки.

Директор Ассоциации российских фармацевтических производителей Виктор Дмитриев и Генеральный директор компании «Фармстандарт» Григорий Потапов  рассказали о реализации мер по введению уведомительного порядка работы системы мониторинга движения лекарственных препаратов, о положительных и отрицательных моментах работы в системе мониторинга движения лекарственных препаратов и эффективности внедрения уведомительного порядка.

Председатель совета директоров «Биоэнергия» Давид Якобашвили высказался за перенос сроков из-за пандемии и за серьезные исследования ее целесообразности.

Советник департамента по корпоративным вопросам и коммуникациям «JTI» в России Александр Лаврентьев, поблагодарил ТПП РФ за регулярные приглашения к участию в мероприятиях по маркировке, и рассказал об опыте работы отрасли табачной продукции по маркировке. Исполнительный директор Ассоциации производителей фирменных торговых марок «Рубренд» Алексей Поповичев ознакомил участников заседания со взглядом правообладателей на цифровую маркировку и борьбу с контрафактом. По его мнению, маркировка не является панацеей от контрафакта на потребительском рынке, борьба с нелегальным рынком – это работа правоохранителей и потребителей.

Председатель Союз потребителей Российской Федерации Петр Шелищ высказался против маркировки продуктов питания и попросил выступающих делиться цифрами статистических данных о результатах работы по прерыванию каналов контрафакта и контрабанды благодаря маркировке.

Председатель общественной организации по защите прав потребителей «Общественная потребительская инициатива» Олег Павлов сообщил о ситуации с контрафактом в молочной отрасли, индустрии производства табачной продукции и других товаров.

Директор по защите легального оборота продукции ЦРПТ Максим Курганский в своем выступлении рассказал о том, как национальная система маркировки товаров выступает инструментом противодействия нелегальной продукции. Он привел цифры по значительному увеличению собираемости налоговых и акцизных поступлений в бюджет после введения обязательной маркировки обуви, молочной продукции, лекарств и табачной продукции. По окончании выступления ответил на вопросы, заданные участниками видеоконференции в чате.

Председатель Совета ТПП РФ по развитию потребительского рынка Александр Борисов, подводя итоги заседания напомнил, что консолидированная позиция участников обсуждения будет включена в рекомендации для профильных органов власти.

Консолидированная позиция, выработанная представителями предпринимательского сообщества на площадке ТПП РФ, была озвучена 3 декабря 2020 года на Первом всероссийском межотраслевом форуме по маркировке, организованном Радио «Комсомольская правда»:

  1. Разработать критерии определения целесообразности внедрения цифровой маркировки в новых группах товаров по результатам экспериментов, исходя из уровня готовности бизнеса и системы оператора, а также объемов затрат участников рынка. В ходе экспериментов отрабатывать синхронность работы во всех звеньях товаропроводящей сети, особенно для малого предпринимательства.
  2. Детально проработать необходимость для специфических групп товаров дополнительных критериев: качественных, количественных, наличия товаров низкой стоимости, малых размеров и т.п.
  3. Разработать дифференцированный подход к определению стоимости кодов маркировки в случае социально значимой продукции.
  4. Предусмотреть возможность оказания мер финансовой поддержки как отдельным категориям участников внедрения цифровой маркировки, так и оператору с целью повышения уровня работы его системы поддержки (организационное, технологическое, коммерческое).
  5. Ввести соразмерность ответственности для участников товаропроводящей цепи при незначительных нарушениях, особенно на начальных этапах внедрения цифровой маркировки.
  6. 6. Предусмотреть ответственность Оператора за сбои в работе системы, приводящие к простою, срывам поставок, убыткам участников оборота товаров.
  7. Гармонизировать все существующие системы прослеживаемости товаров (ЕГАИС, «Меркурий», ГИС МТ) и готовящуюся к запуску с 1 января 2021 года в России национальную систему прослеживаемости товаров, ввезённых на таможенную территорию ЕАЭС, по принципу «одного окна» для всех участников рынка.
  8. Разработать принципы синхронизации и единства концепции системы прослеживаемости на территории Евразийского экономического союза.
  9. В связи со сложной экономической ситуацией, связанной с ограничительными мерами, введенными из-за пандемии коронавируса, ТПП РФ предлагает перенести сроки введения маркировки в новых товарных группах на 2022 год.

04.12.2020


Контакты

Общественная приёмная Уполномоченного по защите прав предпринимателей Республики Карелия

  • Республика Карелия,
    г. Петрозаводск,
    ул. Ф. Энгельса, 4, каб. 32, 33
  • (8142) 78-08-37
  • ombudsmanbiz@gov.karelia.ru

Связаться с разработчиком сайта