Франшиза: особенности, преимущества, риски.
Бизнес-омбудсмен Карелии приняла участие в семинаре по вопросам ведения бизнеса по франшизе
О преимуществах и недостатках бизнеса по франшизе в ходе семинара, организованного 24 июля аппаратом Уполномоченного при Президенте России по защите прав предпринимателей, рассказал научный сотрудник проектно-учебной лаборатории антикоррупционной политики НИУ ВШЭ Егор Артеменко.
Как сообщила Елена Гнётова, на мероприятии отмечали плюсы и минусы открытия собственного бизнеса под брендом другой компании, обсуждали риски и преимущества ведения бизнеса по франшизе, особенности взаимодействия между продавцом франшизы (франчайзером) и покупателем (франчайзи).
Спикер разъяснил, что, хотя франшизы стали очень популярны в России и представлены в самых разных сферах бизнеса: общепите, торговле, автосервисе, оказании бытовых услугах, в российском законодательстве нет понятия «франшиза». Отношения между франчайзером и франчайзи регулирует договор коммерческой концессии. Коммерческая концессия определена в статье 1027 Гражданского кодекса Российской Федерации и суть этого договора в том, что одна компания разрешает другой работать под своим товарным знаком, то есть использовать название, логотип, слоган и другие обозначения бренда, а также передает определённые права, например, возможность использовать секреты производства.
Уполномоченный по защите прав предпринимателей отмечает, что начинающим бизнесменам перед покупкой франшизы важно проверить как наличие регистрации товарного знака, так и внимательно разобраться, какие обязательства сторон определены в договоре концессии:
Франчайзи, конечно, должен выяснить, что он приобретает за стартовый паушальный взнос, предоставляется ли технология производства и оборудование, проводится ли обучение персонала и консультации юриста, как настраивается и проводится рекламная кампания. Франчайзер не может дать гарантии, что бизнес будет успешным и продолжительным, а вложенные инвестиции вернутся со значительной прибылью. Вложения во франшизу, как и в любой иной бизнес - это предпринимательский риск.Нужно составить бизнес-план, оценив перспективу на будущее, посмотреть на соотношение стартовых вложений, выручки и прибыли, провести хотя бы минимальные маркетинговые исследования рынка по данной сфере деятельности, оценить своювозможность регулярно уплачивать сумму роялти - платеж, который франчайзи платит за сопровождение бизнеса.
Спикер представил участникам встречи презентацию для самостоятельного изучения особенностей ведения бизнеса по франшизе.
Презентация научного сотрудника проектно-учебной лаборатории антикоррупционной политики НИУ ВШЭ Егора Артеменко «Бизнес по франшизе: преимущества и недостатки»