• Общественная приёмная Уполномоченного по защите прав предпринимателей Республики Карелия
  • Республика Карелия,
    г. Петрозаводск,
    ул. Ф. Энгельса, 4, каб. 32, 33
  • (8142) 78-08-37
  • ombudsmanbiz@govrk.bizml.ru
Случайное фото

30.08.19 Координационное совещание УФССП России по РК

30.08.19 Координационное совещание УФССП России по РК

Смотреть альбом

ПАМЯТКА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯМ по защите своих прав при проверке их деятельности органами государственного контроля (надзора), муниципального контроля

Уполномоченный по защите прав предпринимателей

в Республике Карелия

ПАМЯТКА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯМ

по защите своих прав при проверке их деятельности органами государственного контроля (надзора), муниципального контроля

Уважаемые предприниматели!

Данная памятка подготовлена в целях правового просвещения предпринимательского сообщества и содержит информацию обо всех аспектах взаимодействия с контролирующими органами при проведении проверок.

Надеюсь, что пособие поможет вам ориентироваться в действующем законодательстве и защитить свои права в случае неправомерного вмешательства в предпринимательскую деятельность должностных лиц органов государственного и муниципального контроля.

С уважением, Елена Георгиевна Гнётова,

 

Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Республике Карелия.

К ВАМ ИДЕТ ПРОВЕРКА: ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ?

Зачем проводят проверку?

Любая предпринимательская деятельность подлежит контролю со стороны органов государственной власти и местного самоуправления.

Цель  каждой  проверки – выяснить, насколько деятельность предпринимателя соответствует требованиям законодательства.

Основным нормативным правовым актом, определяющим порядок проведения проверок, меры по защите прав и законных интересов предпринимателей, является Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ.

Внимание!

Не все виды государственного контроля (надзора) регулируются Федеральным законом № 294-ФЗ. Исключены следующие виды: контроль и надзор в финансово-бюджетной сфере; налоговый, валютный, таможенный контроль; контроль за уплатой страховых взносов в государственные внебюджетные фонды; банковский надзор; страховой надзор; надзор в национальной платежной системе; контроль за соблюдением требований законодательства об антитеррористической защищенности объектов и др.

Не применяются положения Федерального закона № 294-ФЗ, устанавливающие порядок организации и проведения проверок:

  • при осуществлении прокурорского надзора (за исключением случаев проведения органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля проверок по требованию прокурора), правосудия и проведении административного расследования;

  • при производстве по делам о нарушении антимонопольного законодательства Российской Федерации и др.

 

Это необходимо знать!

Проверки бывают плановыми и внеплановыми. Проверки могут проводиться в форме документарных и (или) выездных проверок. Документарная проверка проводится по месту нахождения органа контроля, а выездная - по месту нахождения и месту осуществления деятельности предпринимателя.

Плановые проверкипо общему правилу проводятся не чаще чем 1 раз в 3 года. Исключение:два и более раза в 3 года в плановом порядке проверяется соблюдение лицензионных требований и условий в медицинской, фармацевтической и образовательной деятельности, а также соблюдение требований энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

Готовность теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций, потребителей тепловой энергии, а также муниципальных образований к отопительному периоду проверяется ежегодно.

Узнать, включены ли предприниматели в план проверок на текущий год, можнона официальном сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации(genproc.gov.ru), официальном сайте прокуратуры Республики Карелия(prokuratura.karelia.ru), а также наофициальном сайте соответствующего органа контроля (надзора)в сети «Интернет».

 

Помни!

Внеплановая проверка проводится:

1) по истечении срока исполнения предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленных нарушений (проверка не подлежат согласованию с органами прокуратуры);

2) при поступлениив органы контроля обращенийи заявлений граждан, предпринимателей, информацииот органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих фактах:

  • возникновенияугрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (подлежат согласованию с органами прокуратуры);

  • причинениявреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (подлежат согласованию с органами прокуратуры);

  • нарушенияправ потребителей при условии обращения граждан, права которых нарушены (не подлежат согласованию с органами прокуратуры).

3) при наличии приказа (распоряжения)руководителя органа государственного контроля (надзора), изданный в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.

Органы контроля обязаны уведомитьпредпринимателя:

  • о проведении плановой проверки - не позднее чем в течение трех рабочих дней до начала ее проведения(с 01 января 2017 года– не позднее чем за 3 рабочих дня до ее начала);

  • о проведении внеплановой выездной проверки (кроме внеплановых выездных проверок, согласованных с прокурором, и проверок на предмет соблюдения требований ст. 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции») - не менее чем за 24 часа до начала ее проведениялюбым доступным способом.

Важно!Еслиоснованием для проведения внеплановой выездной проверки является причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обнаружение нарушений обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, в момент совершения таких нарушений в связи с необходимостью принятия неотложных мер органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля вправе приступить к проведению внеплановой выездной проверки незамедлительно с извещением органов прокуратуры о проведении мероприятий по контролю посредством направления документов в органы прокуратуры в течение двадцати четырех часов.

Общий срок проведения плановых выездных проверокне может превышать:

Помните!При получении сведений о проведении различными органами государственной власти выездной проверки в отношении Вас, Вы можете сообщить об этом Уполномоченному по защите прав предпринимателей и направить письменное заявление для дальнейшего его участия в данном мероприятии и осуществления мер, направленных на восстановление Ваших прав и законных интересов.

 

К Вам пришли с проверкой

Права предпринимателя

Необходимо знать, что должностные лица органов контроля не вправе осуществлять плановую или внеплановую выездную проверку в Ваше отсутствие (или Вашего представителя). 

Исключение: проведение проверки при причинении вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Выездная проверканачинается с предъявления проверяющими лицами служебного удостоверения: проверка должна проводиться теми должностными лицами, которые указаны в распоряжении (приказе) о проведении проверки.

Важно!Перед проверкой должны ознакомить:

  • с копией распоряжения (приказа) под роспись;

  • с документом о согласовании ее проведения с органом прокуратуры (если такое согласование требуется).

Предприниматель имеет право ознакомиться с положениями административного регламента органа контроля (при его наличии), в соответствии с которым проводится проверка.

Предприниматель имеет право потребовать предъявить копию документа о согласовании проведения проверки с органом прокуратуры в случаях, когда требуется согласование.

Обратите внимание на копию распоряжения (приказа) о проведении проверки! В ней должны быть указаныцели, задачи, предмет и срок проведения проверки, даты начала и окончания, правовые основания проведения проверки, а также перечислены все мероприятия по контролю, запланированные контролирующим органом (например, обследование территории, помещений, оборудования, отбор образцов, проведение их исследования), документы, которые необходимо представить в ходе проверки.

Предприниматель вправеполучать от органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, их должностных лиц информацию, которая относится к предмету проверки и предоставление которой предусмотрено Федеральным законом № 294.

Помни!По окончании проверки проводившее ее должностное лицо органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля должно оформить акт по установленной форме. Акт составляется непосредственно после завершения проверкив двух экземплярах, которые имеют равную юридическую силу.

 

Обязанности предпринимателя

Предприниматель при проведении проверки обязан:

  • предоставить должностным лицам возможность ознакомиться с перечисленными в распоряжении (приказе) документами, связанными с целями, задачами и предметом выездной проверки, в случае, если выездной проверке не предшествовало проведение документарной проверки;

  • обеспечить доступ на территорию, в используемые здания и помещения, к оборудованию, транспортным средствам, перевозимым грузам и иным объектам, подлежащим проверке;

  • присутствовать или обеспечить присутствие руководителей, иных должностных лиц или уполномоченных представителей;

  • по окончании проверочных мероприятий ознакомиться с их результатами и указать в акте проверки о согласии или несогласии с ними;

  • представить в течение 15 дней с даты получения акта в орган контроля в письменной форме свои возражения, приложив подтверждающие документы.

При проведении проверки должностные лица контролирующих органовне вправе:

  • проверять выполнение обязательных требований, если такие требования не относятся к полномочиям проверяющих;

  • требовать представления документов, информации, образцов продукции, проб обследования различных объектов, еслиони не являются объектами (предметом) проверки, а также изымать оригиналы таких документов;

  • отбирать образцы продукции, пробы обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды для проведения их исследований, испытаний, измерений без оформления протоколов;

  • осуществлять выдачу юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям предписаний или предложений о проведении за их счет мероприятий по контролю.

Обрати внимание! Результаты проверки, проведенной с грубым нарушением требований Федерального закона № 294, признаются недействительными!

Знай!Предприниматели и    их    уполномоченные    представители,   допустившие нарушение        Федерального       закона      №     294-ФЗ,        необоснованно препятствующие проведению проверок, уклоняющиеся   от   проведения     проверок и (или) не исполняющие в установленный срок предписаний органов контроля (надзора) об устранении выявленных нарушений требований, несут административную ответственность, предусмотренную ст.ст. 19.4.1, 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафов и дисквалификации (прекращение права осуществлять предпринимательскую деятельность).

 

Куда обратиться, если Вы полагаете, что при проверке нарушен закон?

Если Вы полагаете, что при проведении проверки должностные лица органа контроля своими действиями (бездействием) нарушают Ваши права, Вы вправе их обжаловать и обратиться с соответствующим заявлением:

  • к вышестоящему должностному лицу органа государственного контроля (надзора), муниципального контроля в порядке Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (ч. 1 ст. 20 Федерального закона № 294-ФЗ);

  • в судв соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации (п. 4 ст. 21 Федерального закона № 294-ФЗ);

  • в суд в административном и (или) судебном порядкев соответствии с законодательством РФ по обжалованию решений, действий (бездействия) должностных лиц органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, повлекших за собой нарушение прав юридического лица при проведении проверки (ч. 1 ст. 218, глава 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации от 08.03.2015 № 21-ФЗ);

  • в органы прокуратурыпо месту нахождения органа контроляв соответствии с ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1«О прокуратуре Российской Федерации»;

  • к Уполномоченному по защите прав предпринимателей в Республике Карелия (в соответствии с п. 4 ст. 21 Федерального закона № 294-ФЗ, ч. 2 ст. 6 Закона Республики Карелия от 02 июля 2014 года № 1809-ЗРК«Об Уполномоченном по защите прав предпринимателей в Республике Карелия»). Контактная информация:

185005, г. Петрозаводск, наб. Гюллинга, д. 11, офис 1

тел. (8142) 67-20-53

Электронный адрес: karelia_ombudsmen@mail.ru

07.12.2016


Контакты

Общественная приёмная Уполномоченного по защите прав предпринимателей Республики Карелия

  • Республика Карелия,
    г. Петрозаводск,
    ул. Ф. Энгельса, 4, каб. 32, 33
  • (8142) 78-08-37
  • ombudsmanbiz@govrk.bizml.ru

Связаться с разработчиком сайта